Помощь Бухгалтеру

Бухгалтерия Настройка 1с Статьи Вопросы
Реклама

Описание НДС на Украине

Что такое НДС

НДС (налог на добавленную стоимость) это налог, который взимается с предприятия на сумму прироста стоимости (в данной фирме). Вычисляется как разность между выручкой от реализации товаров или услуг и суммой затрат на материалы и сырье, полученные со стороны. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются.
Фирма обязана предъявить НДС Заказчику, и фирме НДС не принадлежит. Следовательно, весь НДС, полученный в составе оплаты, фирма должна перечислять в бюджет.

1. Плательщики налога и объект налогообложения.

Плательщиками НДС в бюджет являются субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица) и граждане (физические лица) осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Украины. При этом налог взимается при условии, что объем облагаемых налогом операций у плательщика по продаже товаров (работ, услуг) за последние двенадцать календарных месяцев превышал 600 необлагаемых налогов минимумов доходов граждан.
Объектом налогообложения являются следующие операции, осуществляемые плательщиками налога, субъектами хозяйствования:
- По продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга).
- По ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины, получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентами для их использования или потребления на таможенной территории Украины. Объектом налогообложения также являются операции по ввозу (пересылке) имущества согласно договоров аренды (лизинга), залога, ипотеки.
- По вывозу (пересылке) товаров за пределы таможенной территории Украины и выполнению работ, предоставлению услуг для их потребления за пределами таможенной территории Украины.
Таким образом: объектом налогообложения являются операции, связанные с продажей товаров (работ, услуг) внутри государства, при их импорте и экспорте.
Следует обратить внимание, что законодательно определено понятие продажи товаров (работ, услуг). Продажа товаров - это любые операции, которые осуществляются в соответствии с договорами купли - продажи, другими гражданско-правовыми договорами, предусматривающими передачу права собственности на товары за компенсацию, а также операции по бесплатной передаче товаров.
Не относятся к продаже операции по передаче товаров согласно договоров комиссии (консигнации), поручительства, ответственного хранения, доверительного управления, аренды (лизинга) и других гражданско - правовых договоров, которые не предусматривают передачу права собственности на товары другому лицу.
Продажа услуг (работ) - это любые операции гражданско - правового характера по предоставлению услуг (результатов работ) с передачей права пользования или распоряжения товарами, в том числе нематериальными активами, за компенсацию, а также операции по бесплатному предоставлению услуг (работ). Продажа услуг (результатов работ) включает предоставление права пользования или распоряжения товарами согласно договоров аренды (лизинга), продажи, лицензирования, других способов передачи права интеллектуальной собственности.
Не являются объектами налогообложения следующие операции, осуществляемые хозяйствующими субъектами:
- выпуск, размещение и продажа за средства ценных бумаг, эмитированных субъектами предпринимательской деятельности, деривативов;
- обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги, депозитарная, регистраторская и клиринговая деятельность по ценным бумагам;
- передача имущества в аренду и его возврат после окончания договора аренды, уплата арендных платежей в соответствии с договорами финансовой аренды;
- предоставление услуг по страхованию и перестрахованию, социальному и пенсионному страхованию;
- обращение валютных ценностей;
- предоставление услуг по инкассации, расчетно - кассовому обслуживанию, по кредитным и депозитным договорам;
- выплата заработной платы, других денежных выплат, дивидендов;
- предоставление брокерских, дилерских услуг с заключением контрактов на торговлю ценными бумагами и деривативами на фондовых и товарных биржах; - передача основных фондов в форме взносов в уставные фонды юридических лиц в обмен на их корпоративные права;
- оплата стоимости фундаментальных исследований, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, финансируемых из государственного бюджета;
- бесплатная передача в коммунальную собственность объектов социальной сферы и жилищного фонда.

2. База налогообложения.

База налогообложения, которая принимается при начислении НДС имеет особенности в зависимости от сферы и вида деятельности хозяйствующего субъекта. Рассмотрим возможные варианты определения базы налогообложения.
База налогообложения товаров по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, рассчитанной за свободными или регулируемыми ценами (тарифами). В базу для расчета НДС включается акцизный сбор.
Сегодня широкое распространение в практике работы субъектов хозяйствования получили бартерные операции и натуральные выплаты в счет оплаты труда физических лицам. В этих случаях база налогообложения определяется исходя из фактической цены указанных операций, но не ниже обычной цены.
Для товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, база налогообложения включает таможенную стоимость, стоимость таможенных процедур, ввозную пошлину, акцизный сбор.
Для готовой продукции, которая изготовлена на территории Украины с давальческого сырья нерезидента при ее реализации на территории Украины, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость такой продукции с учетом акцизного сбора и ввозной пошлины.
Имеются особенности в налогообложении предпринимательской деятельности, которая связана с осуществлением комиссионной торговли. По товарам, которые приобретены у лиц, не зарегистрированных плательщиками налогов, базой налогообложения является сумма комиссионного вознаграждения плательщика налога.
Стоимость тары, которая согласно договора (контракта) является возвратной, в базу налогообложения не включается. Однако, если на протяжении установленного законодательством срока тара не возвращается отправителю, ее стоимость включается в базу налогообложения покупателя товара.

3. Операции, получившие освобождение от НДС

Сфера и виды деятельности хозяйствующих субъектов очень разнообразны. Поэтому в процессе их деятельности важно учитывать какие операции освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно действующего законодательства освобождение от НДС получили следующие операции, которые могут осуществлять субъекты хозяйствования.
1. Операции по продаже:
- отечественных продуктов детского питания молочными кухнями и специализированными магазинами;
- товаров специального назначения для инвалидов ( в соответствии с перечнем, установленным Кабинетом Министров Украины);
- лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном порядке (в том числе предоставление услуг по их продаже аптечными заведениями);
- книг отечественного производства, ученических тетрадей, учебников и других учебных пособий, периодических печатных изданий массовой информации отечественного производства (включая доставку);
- путевок на саноторно - курортное лечение и отдых детей;
- товаров (работ, услуг) для собственных потребностей дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств международных организаций в Украине;
- товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, игрального бизнеса) предприятиями, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов. На этих предприятиях инвалиды должны составлять не менее 50% общей численности работающих, а их фонд оплаты труда должен составлять не менее 25% общих затрат на оплату труда.
2. Операции по предоставлению услуг:
- по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом, автомобильным транспортом в пределах районов (при условии, что тарифы на указанные перевозки регулируются законодательством);
- по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов, учреждений здравоохранения, по обработке земли многодетным семьям, инвалидам, ветеранам, одиноким лицам и лицам пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, школам, дошкольным учреждениям, интернатам, учреждениям здравоохранения в сельской местности сельскохозяйственными производителями;
- с высшего, среднего, профессионально - технического и начального образования учреждениями образования, которые имеют соответствующее разрешение;
- по воспитанию и образованию детей детскими музыкальными школами, художественными школами, школами искусств;
- предоставляемых учреждениями здравоохранения, которые имеют специальное разрешение на предоставление таких услуг;
- по доставке пенсий и денежной помощи населению.
3. Операции по выполнению работ:
- за счет средств инвесторов по строительству жилья для военнослужащих, ветеранов войны, членов семей военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей;
- по строительству жилья, которое осуществляется за счет средств физических лиц и передаче его в собственность тех же физических лиц.
4. Операции по передаче:
- земельных участков, которые находятся под объектами недвижимости или незастроенной земли;
- бесплатная передача движимого состава одной железной дороги или предприятия железнодорожного транспорта другим железным дорогам или предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования государственной формы собственности.
5. Операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров морского промысла, добытых украинскими судами.

4. Налоговый кредит.

Как уже отмечалось выше, на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов оказывает влияние уплата НДС в связи с приобретением товаров (работ, услуг). При этом существенное значение имеет определение источника уплаты (возмещения) НДС, включенного в цену (входного НДС) для покупателя - субъекта хозяйствования. Установлены следующие источники возмещения входного НДС:
  1. По приобретенным товарам (работам, услугам), стоимость которых относится в состав валовых затрат производства (обращения), а также приобретенным основным фондам и нематериальным активам, которые подлежат амортизации, входной НДС возмещается за счет сумм НДС, поступающих от реализации продукции (работ, услуг) хозяйствующим субъектом, а также средств бюджета. При этом уплаченный (начисленный) входной НДС оформляется как налоговый кредит. В учете суммы входного НДС относятся в дебет 68 счета “Расчеты с бюджетом (субсчет - расчеты с бюджетом по НДС)”.
  2. Другой источник возмещения НДС установлен для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют операции по продаже товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения НДС. В этом случае суммы НДС уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых включается в состав валовых затрат производства (обращения), также включается в состав затрат производства (обращения). У этой группы хозяйствующих субъектов НДС, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов, подлежащих амортизации, относится на увеличении стоимости основных средств и нематериальных активов. Следовательно, у таких предприятий входной НДС не включается в налоговый кредит.
  3. Если субъект хозяйствования - плательщик налога, приобретает товары (работы, услуги), стоимость которых не относится в состав валовых затрат производства (обращения) и не подлежит амортизации, входной НДС возмещается за счет соответствующих источников приобретения товаров (работ, услуг) и в состав налогового кредита не включается.
Таким образом, существенное влияние НДС на финансовую деятельность субъектов хозяйствования связано с предоставлением и погашением налогового кредита.
Налоговый кредит состоит из сумм НДС уплаченных плательщиком указанного налога в отчетном периоде в связи с приобретением: товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых затрат производства (обращения); основных фондов и нематериальных активов, которые подлежат амортизации. Налоговый кредит дает предприятию право на возмещение уплаченного НДС в связи с приобретением товаров (работ, услуг), т.е. входного НДС. Поэтому важное значение имеют условия и время образования налогового кредита, а также источники и время его погашения.
Налоговый кредит возникает (формируется) у субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции по продаже товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. При этом в сумму налогового кредита включается та часть уплаченного (начисленного) НДС, которая относится к приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг).
Согласно Закона “О налоге на добавленную стоимость” применяется две ставки: нулевая и 20%. Определен перечень операций, по которым применяется нулевая ставка для определения суммы НДС:
- продажа работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины;
- продажа товаров, которые были ввезены (экспортированы) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины;
- продажа товаров (работ, услуг) предприятиями розничной торговли, которые размещены на территории Украины в зонах таможенного контроля (безтаможенных магазинах);
- предоставление транспортных услуг по перевозкам пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины;
- продажа угля, угольных и торфяных брикетов, электроэнергии;
- продажа перерабатывающими предприятиями молока и мяса живым весом;
- продажа газа, импортированного в Украину.
Не разрешается применение нулевой ставки НДС по операциям, которые связаны с вывозом (экспортом) товаров (работ, услуг) в тех случаях, когда такие операции освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины.
Таким образом, применение нулевой ставки для определения НДС по перечисленным выше операциям, позволяет включать в сумму налогового кредита уплаченный НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые использованы для продажи товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке.
Основанием для включением НДС в налоговый кредит является налоговая накладная, которая предоставляется покупателю продавцов товаров (работ, услуг). Налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю. Копия остается у продавца. Налоговая накладная является важным расчетным и налоговым документов. В случае освобождения от НДС, в налоговой накладной делается запись “Без НДС”, со ссылкой на соответствующие законодательные документы.
Не разрешается включать в налоговый кредит затраты по уплате НДС, которые не подтверждены налоговой накладной или таможенными декларациями. При импорте работ (услуг) подтверждением является акт принятия работ (услуг) или банковский документ, подтверждающий перечисление денег в оплату стоимости таких работ (услуг).
В том случае, когда на момент проверки плательщика налога налоговым органом, включенные в состав налогового кредита суммы не подтверждаются соответствующими документами, к плательщику налога применяются финансовые санкции на сумму неподтвержденного документами налогового кредита.
Следует обратить внимание на дату возникновения права плательщика налога на налоговый кредит. Она зависит от вида и форм совершаемых операций, формы расчетов. Возможны следующие варианты определения даты возникновения налогового кредита:
  1. Для обычных операций, связанных с продажей товаров (работ, услуг) - это дата списания средств с банковского счета плательщика налога для оплаты товаров (работ, услуг), подтвержденная налоговой накладной.
  2. Для бартерных (товарообменных) операций - это дата осуществления заключительной (балансирующей) операции.
  3. Для операций, связанных с ввозом (импортом) товаров - это дата оформления ввозной таможенной декларации с указанием в ней суммы налога
  4. .
  5. При импорте работ (услуг) - это дата списания средств с расчетного счета плательщика налога в их оплату или дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) нерезидентом.
Погашение (возмещение) налогового кредита осуществляется в первую очередь за счет сумм НДС, поступающих от реализации продукции (работ, услуг) плательщика налога. Поступающие суммы НДС при реализации продукции (работ, услуг) в учете отражаются по кредиту счета 68 “Взаимоотношения с бюджетом (субсчет - расчеты с бюджетом по НДС)”.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет субъектом хозяйствования - плательщиком налога, определяется как разница между общей суммой его налоговых обязательств по НДС, которые возникли в связи с продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного периода и суммой сформированного налогового кредита за тот же период.
Если по результатам отчетного периода сумма налогового кредита превышает сумму налоговых обязательств плательщика НДС, указанная разница подлежит возмещению плательщику налога с государственного бюджета Украины. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или сумма налогового кредита, которая возмещается из бюджета, определяется на основе налоговой декларации за отчетный период.
Возмещение из бюджета налогового кредита плательщику НДС должно быть произведено на протяжении месяца, который наступает за отчетным периодом. По решению плательщика налога сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частична зачтена в счет последующих платежей только по НДС.
Суммы налогового кредита не возмещенные плательщику налога в установленный срок являются бюджетной задолженностью. На сумму указанной бюджетной задолженности начисляется пеня в размере 120% от учетной ставки НБУ, которая установлена на момент возникновения задолженности. Указанные проценты в пользу плательщика налога начисляются за каждый день бюджетной задолженности, включая день ее погашения.

5. Возмещение и возврат НДС

Возмещение НДС осуществляется в порядке, определенном Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" с учетом положений, установленных Указом Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении".

В частности, начиная с налоговой отчетности за октябрь 1998 года, отрицательная разница между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с любой продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода зачисляется в погашение задолженности налогоплательщика по уплате НДС, а при отсутствии задолженности - в уменьшение налоговых обязательств плательщика налога на протяжении трех следующих отчетных периодов.

Остаток отрицательной разницы определяется как сумма бюджетного возмещения и возмещается плательщику по правилам, установленным пп. 7.7.3 ст. 7 Закона.

В случае наличия задолженности плательщика по данному виду налога, возникшей в прошлых отчетных периодах, сумма бюджетного возмещения засчитывается в счет погашения такой задолженности. Если такая задолженность у плательщика отсутствует, в таком случае сумма бюджетного возмещения переносится на уменьшение налоговых обязательств плательщика в следующих трех отчетных периодах.

Такая норма возмещения не распространяется на операции по продаже товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке. Для таких операций бюджетное возмещение осуществляется в течение месяца, следующего после представления декларации за отчетный период, на протяжении которого были осуществлены такие операции.

По самостоятельному решению плательщика сумма НДС возмещается из бюджета или зачисляется в счет платежей по НДС или другим налогам, сборам (обязательным платежам), которые зачисляются в Госбюджет Украины. Такое решение плательщика отображается в налоговой декларации.

Наряду с этим, постановлением КМУ от 07.12.99 г. N 2215 "О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и упорядочения расчетов с бюджетом" предусмотрена возможность возмещения сумм НДС в счет погашения задолженности кредитора (кредиторов) налогоплательщика по платежам в государственный бюджет. Этот порядок относится только к тем плательщикам, для которых срок возмещения по НДС настал.

Возмещение суммы налога проводится:

- в счет погашения задолженности кредитора (кредиторов) плательщика налога по платежам в бюджет;

- в счет погашения плательщику предоставленных ему или его кредитору (кредиторам) кредитов, привлеченных под гарантии государства или бюджетных ссуд, не оплаченых на момент проведения возмещения.

В случае возмещения сумм налогов в счет погашения задолженности кредитора (кредиторов) плательщика по платежам в государственный бюджет, расчеты осуществляются между органом государственной налоговой службы по месту регистрации плательщика, которому производится возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, и кредитором плательщика, у которого на дату проведения возмещения существует задолженность перед государственным бюджетом.

Возмещение плательщику производится одновременно с погашением его кредитору задолженности по платежам в государственный бюджет. Для возмещения НДС указанным способом, плательщики налога - участники расчетов подают в Государственную налоговую администрацию и в Государственное казначейство (для сумм более 300 000 гривен) либо в их территориальные отделения (для сумм менее 300 тыс. гривен) схемы расчетов, а также:

- заявление плательщика налога про его согласие на возмещение НДС указанным способом;

- справки и заключения органов государственной налоговой службы про суммы возврат НДС;

- декларации и справки органов государственной налоговой службы о налоговой задолженности по платежам в госбюджет (срок справки – 10 дней).

- акт сверки расчетов между всеми плательщиками налогов-участниками схемы расчета, договора, счета-фактуры, накладные и другие документы, подтверждающие наличие хохяйственных отношений.

После оформления указанных документов, органы Государственного казначейства за счет временно свободных остатков бюджетных средств перечисляют суммы возмещения на открытые в соответствующем органе Государственного казначейства счета плательщикам налога, которым проводится возмещение (при наличии платежного поручения о перечислении средств кредиторам - налогоплательщикам, счета которых открытые в органах Государственного казначейства);

Налогоплательщики в течение одного операционного дня перечисляют средства, полученные от предприятий-должников в счет погашения задолженности с платежей до государственного бюджета, кроме акцизного сбора и налога на добавленную стоимость на спирт этиловый, коньячный, плодовый, алкогольные напитки, винодельческую и ликеро-водочную продукцию, пиво и табачные изделия.

Также, следует отметить, что в соответствии со статьей 12 Закона Украины от 27.11.2003 г. N 1344–IV «O Государственном бюджете Украины на 2004 год» предусмотрено возмещение НДС путем выдачи облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Процедура выдачи ОВГЗ регламентирована постановлением КМУ от 25.12.2003г. N 2014 «О выпуске облигаций внутреннего государственного займа для погашения просроченной бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость». В соответствии с Госбюджетом-2004 возмещению облигациями подлежит простроченная бюджетная задолженность, возникшая по состоянию на 1 июня 2004 года и не возмещенная на на день вступления в силу Закона Украины от 17 июня 2004 года "Про внесение изменений в Закон Украины "Про Государственный бюджет Украины на 2004 год”.

Облигации размещаются сроком на 5 лет в бездокументарной форме номиналом 1000 гривен.Ставка доходности устанавливается на уровне 120 % ставки НБУ. Плательщику, чтобы получить облигации, нужно:

-открыть счет в одном из уполномоченных банков, перечень которых должен быть обнародован Минфином;

-представить в такой банк выписку из Реестра плательщиков, имеющих право на получение ОВГЗ в счет возмещения НДС, и заявление по форме, приведенной в приложении к Порядку N 2014

Банк формирует перечень получателей ОВГЗ и передает его в Госказначейство, которое зачисляет облигации на специально открытые для этих целей счета получателей. Облигациями погашается максимально возможная сумма задолженности по возмещению, кратная номинальной стоимости ОВГЗ — 1 тыс. грн. Остаток должен быть возмещен в обычном порядке.

Возмещение эспортного НДС

Порядок проведения "экспортного" бюджетного возмещения определен требованиями статьи 8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР с изменениями и дополнениями (далее - Закон о НДС).

Так, п. 8.4 определено, что экспортному возмещению подлежит процент налогового кредита налогового периода, который равняется части объемов продажи товаров на экспорт в общем объеме налогооблагаемых операций.

При этом в соответствии с п. 8.2 Закона о НДС для определения суммы экспортного возмещения в состав налогового кредита включаются суммы налога, фактически уплаченные плательщиком налога - экспортером средствами в составе цены приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых расходов производства (обращения), начиная с первого числа отчетного месяца и заканчивая днем предоставления расчета экспортного возмещения, включая такой день. Для расчета суммы возмещения плательщик подает в органы государственной налоговой службы расчет суммы возмещения.

Указанный расчет представляется вместе со следующими документами:

а) таможенной декларацией, подтверждающей факт вывоза (экспортирования) товаров за пределы таможенной территории Украины, в соответствии с таможенным законодательством, или актом (другим документом), удостоверяющим передачу права собственности на работы (услуги), предназначенные для их потребления за пределами таможенной территории Украины;

б) копиями платежных поручений, заверенных банком, о перечислении налогоплательщиком средств в пользу другого налогоплательщика, в оплату приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налогов, начисленных на цену такого приобретения, а при вывозе (экспортировании) товаров, предварительно ввезенных (импортированных) таким налогоплательщиком, - ввозной таможенной декларацией, подтверждающей факт таможенного оформления товаров для их свободного использования на таможенной территории Украины.

Расчет экспортного возмещения представляется в налоговую инспекцию вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость за соответствующий отчетный период, что предусмотрено подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи б "Порядка заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость", утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 N 166, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 под N 250/2054 (с изменениями и дополнениями).

Кроме того, данным пунктом предусмотрено, что плательщик налога на добавленную стоимость - экспортер товаров (работ, услуг), который предоставляет расчет экспортного возмещения по результатам налогового месяца, имеет право на возмещение на протяжении 30 дней со дня предоставления такого расчета.

Необходимо также отметить, что бюджетное 30-дневное возмещение распространяется на лица, которые уплачивают налог на добавленную стоимость ежемесячно. Основанием для получения возмещения являются данные только налоговой декларации за отчетный период. По желанию налогоплательщика сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частично зачислена в счет платежей по этому налогу.

Такое решение налогоплательщика отображается в налоговой декларации. Возмещение осуществляется путем перечисления соответствующих денежных сумм из бюджетного счета на счет налогоплательщика в учреждении банка, который его обслуживает, или путем выдачи казначейского чека, который принимается к немедленной оплате (погашение) любыми банковскими учреждениями.

Осуществление возмещения путем уменьшения платежей по другим налогами сборам не разрешается. Суммы, которые не возмещенные налогоплательщику на протяжении 30 дней, считаются бюджетной задолженностью. На сумму бюджетной задолженности начисляются проценты на равные 120 процентов от учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент ее возникновения, на протяжении срока ее действия, включая день погашения.

Налогоплательщик имеет право в любой момент после возникновения бюджетной задолженности обратиться в суд с иском о взыскании средств бюджета и привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременном возмещении чрезмерно уплаченных налогов. В условиях действия Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" от 27.11.2003 г. N 1344-1V необходимо в текущем году учитывать следующее:

 согласно статье 83 этого закона в текущем году освобождаются от НДС (предусмотрена льгота) операции по вывозу (пересылке) за пределы таможенной территории Украины товаров 1 - 24 групп Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (т. е. по вывозу товаров, принадлежащих к указанным группам, не возникает права на налоговый кредит);

 в соответствии со статьей 9 закона экспортному возмещению подлежит процент налогового кредита налогового периода, определенный согласно действующему порядку, который должен равняться части объемов фактически полученной валютной выручки за продажу товаров (работ, услуг) на экспорт в общем объеме экспортных налогооблагаемых операций.

6. Сроки уплаты НДС в бюджет.

Для плательщиков налога, у которых объем облагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) за предыдущий календарный год превышает 7200 необлагаемых минимумов доходов граждан, облагаемый (отчетный) период равен календарному месяцу. При этом уплата НДС должна производится не позже 20 числа месяца, который наступает за отчетным периодом.
Плательщики налога, у которых объем облагаемых операций меньше 7200 необлагаемых минимумов доходов граждан, сами определяют налоговый период. Он может быть равен календарному месяцу или кварталу. Заявление о своем решении плательщик налога подает в налоговый орган за месяц до начала календарного года. На протяжении календарного года возможна замена квартального налогового периода на месячный по заявлению налогоплательщика.
При выборе налогового периода плательщиком необходимо учитывать возможность получения бюджетного возмещения налогового кредита. Такое возмещение непосредственно связано с налоговым периодом.
Однако плательщик НДС, который использует квартальный налоговый период, но осуществляет вывозные (экспортные) операции по продаже товаров (работ, услуг) может получать бюджетное возмещение части налогового кредита за результатами первого, а также двух первых месяцев квартала.
Осуществление расчетов с бюджетом по НДС, возможность получения бюджетного возмещения налогового кредита, что влияет на финансовое состояние предприятия, зависит от времени возникновения налоговых обязательств.
Время (дата) возникновения у плательщика налоговых обязательств по продаже товаров (работ, услуг) имеет некоторые особенности в зависимости от условий продажи, участников этого процесса, формы расчетов.
1. При обычной продаже товаров (работ, услуг) датой возникновения налоговых обязательств является дата, которая приходится на налоговый период, на протяжении которого произошло зачисление средств от покупателя, заказчика на банковский счет поставщика как оплата подлежащих продаже товаров (работ, услуг).
2. При осуществлении бартерных (товарообменных) операций дата возникновения налогового обязательства - это событие, которое произошло раньше:
- дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, который подтверждает факт выполнения работ (услуг);
- дата оприходования товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, который подтверждает факт получения работ (услуг).
3. При осуществлении бартерных (товарообменных) операций с нерезидентами датой возникновения налогового обязательства является событие, которое произошло раньше:
- дата оформления ввозной (экспортной) таможенной декларации, которая подтверждает вывоз товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, который подтверждает факт предоставления работ (услуг) нерезиденту;
- дата оформления ввозной (импортной) таможенной декларации, которая подтверждает получение товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, подтверждающего факт получения работ (услуг) плательщиком налога.
4. При продаже товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств датой возникновения налоговых обязательств является дата поступления средств на расчетный счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любом виде, включая уменьшение задолженности плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом.
5. При ввозе (импорте) товаров датой возникновения налоговых обязательств является дата оформления ввозной таможенной декларации с указанием в ней суммы налога, подлежащего уплате. При импорте работ (услуг) датой возникновения налоговых обязательств является дата списания средств с расчетного счета плательщика налога в оплату работ (услуг) или дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) нерезидентом.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что между формированием входного НДС (возникновением налогового кредита) и его возмещением проходит определенный период. Этот период или разрыв во времени есть период иммобилизации оборотных средств на уплату входного НДС. Чем больше указанный период, тем более продолжительной является иммобилизация оборотных средств, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятий.
Время иммобилизации оборотных средств предприятия - плательщика налога на уплату входного НДС зависит от времени списания средств с его банковского счета при покупке товаров (работ, услуг) и время поступления НДС при реализации продукции (работ, услуг), т.е. зачисления средств от покупателя, заказчика на банковский счет плательщика налога или получения возмещения с государственного бюджета.
Время начисления средств в уплату входного НДС и время поступления НДС при продаже продукции (работ, услуг) зависит от применяемых форм расчетов, условий покупки товаров, направления их реализации, платежеспособности покупателя.
Время иммобилизации оборотных средств предприятия на уплату входного НДС также зависит от условий его возмещения с бюджета (выплата компенсации с бюджета или зачет в последующие платежи в бюджет). Влияет также продолжительность налогового периода.
В тех случаях, когда НДС, уплаченный предприятием при покупке товаров (работ, услуг), включается в состав валовых затрат производства (обращения), реальное возмещение входного НДС происходит не после его включения в себестоимость продукции (работ, услуг), а только после их реализации. Таким образом, увеличивается период иммобилизации оборотных средств.

Ссылка на Закон про НДС